Тверская, 13
28 июня 2003г. №78

ЛИЦА, А НЕ МАСКИ  

... Кто не видел знаменитых портретов Александра Шилова? Даже далекие от искусства люди слышали об этом художнике, знакомы со многими его работами и, чего греха таить, предпочитают традиционный шиловский реализм новомодным художническим новациям. Шилов интересен и рафинированным интеллектуалам, и простым работягам, и домохозяйкам, и академикам. Потому что не только прекрасное человеческое лицо, а и душу человеческую видим мы на его портретах. Вот почему, узнав о том, что 30 июня в Москве, на Знаменке, 5, откроется новое здание Московской государственной картинной галереи народного художника СССР Александра Шилова, наш корреспондент тут же направился в гости к Александру Максовичу.

Биографическая справка

Александр Максович Шилов родился в 1945 г. В Москве. Окончил Московский государственный художественный институт им. В.И. Сурикова (класс живописи). С 1976 г. Член Союза художников СССР. В 1980 г. Александру Шилову присвоено звание заслуженного художника РСФСР, а в 1985 г. – народного художника СССР. С 2001 г. – академик Российской академии художеств. На основе переданной в дар Отечеству коллекции из 355 авторских произведений постановлением Государственной Думы РФ от 13 марта 1996 г. И постановлением правительства Москвы от 14 января 1997 г. Учреждена Московская государственная картинная галерея народного художника СССР А. Шилова. Сегодня собрание галереи насчитывает 715 произведений; за 5 лет ее посетили около 700 тысяч человек.

- Наш разговор, Александр Максович, хотелось бы начать с упоминания вашей знаменитой и, уверен, любимой многими работы - «Портрета бабушки».

- Рад, что вы вспомнили эту мою работу. Этот портрет дорог мне и в художественном, и в личностном плане. На портрете - моя родная бабушка, Мария Михайловна Шилова. Она прожила очень большую и нелегкую жизнь и всю эту жизнь посвятила своим детям и внукам. Это была женщина с большим сердцем и великой, чистой душой.

- По какому принципу вы выбираете своих героев?

- По принципу, если так можно выразиться, интересности этого человека мне. Есть у человека мысль в глазах, есть какая-то одухотворенность, - и мне уже интересно написать его портрет. Человек может быть кем угодно – у меня ведь есть портреты и бомжей, и академиков, и известных политиков, и священнослужителей - лишь бы он был интересен, лишь бы у него была душа.

- Вот вы снова сказали о душе, а я вспомнил слова
Владимира Даля о том, что «лицо - представитель высших духовных даров». Можно ли сказать, что мироощущение художника Шилова выражается именно через изображение человеческого лица на портретах?

- Можно. Эта традиция заложена еще старыми западноевропейскими мастерами - Рембрандтом, Веласкесом, Микеланджело, великим Леонардо да Винчи, нашими русскими художниками Венециановым, Брюлловым, Крамским, Перовым, Репиным, Нестеровым. Это были мастера психологического, духовного портрета, «добывавшие из души, а не из тела». Задача портретиста - через достижение абсолютного внешнего сходства заставить «заговорить» изображение, написанное мертвыми красками на неодушевленном холсте. Я бы назвал это одушевлением человека. Помните, как Нестеров писал: «Мне нужна была душа человеческая...»

- Это все так, но ведь времена меняются, и сегодня, как сказал поэт, «повсюду только маски мечутся, но нету человечьих лиц, и нет лица у человечества...»

- Есть! Есть и человеческие лица, и лицо у человечества. Вот у меня в приемной на стене висит портрет епископа Родзянко, живущего в Америке. Посмотрите на его глаза! Разве это не лицо духовного в высшем смысле этого слова человека? Другое дело, что таких одухотворенных лиц становится все меньше...

- Человечество деградирует?

- Да, похоже на то. Все меньше хороших, добрых, умных лиц и все больше какой-то дьяволиады вокруг. По-моему, причина такой деградации в забвении культуры. Посмотрите, раньше вожди обращали на культуру особое внимание, понимая, что именно культура «цементирует» общество и народ. Сегодня даже говорить о культуре, а тем более помогать ей стало немодно. Видимо, быдлом легче управлять. Я вспоминаю слова Алена Даллеса, в свое время
сказавшего, что «победить Россию можно, только победив русскую культуру». Они ее и побеждают сегодня своими поп-корнами и грязными подделками под искусство на телевидении, в кинотеатрах, да уже и в театрах, и в книгах, и в изобразительном искусстве... Я не шовинист и не ксенофоб, но мне, как русскому человеку, как русскому художнику, больно видеть, как гибнет русская культура, как постепенно деградирует наш российский народ. И я бы хотел сказать слова благодарности Юрию Михайловичу Лужкову за то, что он делает для сохранения и развития культуры. Его сердце наполнено любовью к Москве и к России, любовью к людям, и я желаю ему, чтобы его горячее, наполненное любовью к Отечеству сердце настоящего патриота и государственника билось как можно дольше.

- А градостроительная политика Лужкова вам по душе?

- Да, мне нравится нынешняя Москва - она растет, развивается, меняется. Эклектика, конечно, присутствует в архитектуре, но что такое московская архитектура, как не результат «соединения несоединимого»? Что-то мне нравится, что-то не очень. Но я знаю, все, что делает для Москвы Юрий Михайлович, он делает с душой и с сердцем. Это я вам и как гражданин, и как художник говорю.

- Говорят, вы - трудоголик. Как проходит обычный день художника Шилова?

- Обыкновенно - за работой. Сегодня, например, встал в пять часов утра и, как обычно, работал, пока все тело не заболело. Не работать не могу. И даже самыми, по мнению многих, удачными своими произведениями часто остаюсь недоволен. Вообще если художник может жить без работы - это уже не художник.
Если художник начинает «бронзоветь» и думать, что уж теперь-то он всего достиг и все знает, - это не художник. Там, где прекращается поиск и наступает самоуспокоение - там кончается творческая личность. Это может кому-то показаться банальностью, но многие истины вообще банальны по сути...

- Вы уже не первое десятилетие в искусстве. А кто привил вам любовь к нему?

- Мама, Людмила Сергеевна. Она у меня была ярой лемешисткой, ночами стояла за билетами на галерку в Большой театр, когда там выступал Лемешев. Вот она и привела меня в Третьяковскую
галерею. Там я увидел работы великих мастеров, там зародилась моя мечта стать художником. Так что без моей мамы - кстати, в день открытия галереи, 30 июня, ей исполняется 82 года, - не было бы и меня не только как человека, но и как художника. Низкий ей поклон за это и долгих лет жизни.

- Мы присоединяемся к этим пожеланиям и поздравляем Людмилу Сергеевну с днем рождения, а вас, Александр Максович, с исполнением еще одной вашей мечты, открытием нового здания галереи на Знаменке.

- Спасибо. А я бы хотел всех пригласить в нашу галерею и пожелать вашим читателям доброты, здоровья телесного и духовного, любви и радости от встреч с прекрасным. Ведь прекрасное - это и есть жизнь.

Беседу вел Григорий САРКИСОВ