РЕУТ 25.07.03

НАШ СОВРЕМЕННИК
ПЛАНЕТА «ШИЛОВ»

В 1992 году Международный планетарный центр в Нью-Йорке присвоил безымянной планете название «Шилов». А в 1997 художник стал действительным членом Академии социальных наук. Он награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени. Ему присвоено звание члена - корреспондента Российской Академии художеств.

На улице Знаменке, в центре Москвы, уже несколько лет действует новая картинная галерея художника Александра Максовича Шилова. Явление необычайное для города, который давно не верит ни слезам, ни обещаниям, ни молитвам. Как так? У нас в стране, да при жизни художника, да запечатлеть работы в галерее, названной его именем! Дело новое и смелое. Но любопытство народа к экспозиции от этого только увеличилось. Москва действительно слезам не верит. Она верит только мастерству и профессионализму!

Прежде наша огромная страна знала Александра Шилова по многочисленным репродукциям, опубликованным в «Огоньке» и «Юности», сегодня его знает весь мир. Заслуженный художник РСФСР, Народный художник РСФСР, Народный художник СССР.

Чем же отличается творчество мастера, удостоенного таких высоких званий ? Прежде всего - точностью и мягкостью в поиске цветового решения. Будь то графика, пастель или масло - портреты написаны удивительно нежно. Образы спокойные, отрешенные, как бы застывшие на мгновение. По каждой из работ видно, что она писалась длительно и кропотливо. А. Шилова называют непревзойденным техником современной живописи. Я замечала: у его картин люди останавливаются, отходят назад, потом подходят совсем близко, чтобы разглядеть мельчайшие детали: розовые до блеска, как будто только что накрашенные ногти или нитку жемчуга, обрамляющую свадебное платье... Множество черточек группируются и образуют стопроцентное сходство с человеком, к которому обращен взгляд художника. Бархат, меха, шелк, кружево и гипюр - любимые аксессуары А. Шилова. Он пишет это с особым удовольствием и восторгом. Не побоюсь сказать, что любой житель нашей страны втайне мечтал бы иметь дома своё изображение в каком - нибудь до вычурности барском наряде, исполненное именно в такой технике. Элитный портрет, как правило, обрамлен в богатую толстую раму. Его манеру можно назвать монументальной портретной живописью.

В этом мы еще раз убедились, побывав 27 июня в Московской государственной картинной галерее Народного художника СССР А. М. Шилова, получив приглашение посетить открытие новой экспозиции работ Александра Шилова в новом корпусе галереи.

И вот мы на презентации. Собралась вся элита Москвы. Мы буквально втискивались в показавшиеся нам узкими трехметровые дубовые двери.

Наконец, мы в зале. Оказалось столько народу, что нас притиснуло к стойке с открытками и буклетами. Где - то в центре этого столпотворения мэр Москвы Ю. М. Лужков эмоционально говорил о художнике. Потом была перерезана ленточка нового пристроенного помещения и публика устремилась на четвертый этаж смотреть новую экспозицию. Нам, к сожалению, ничего не было видно, поэтому мы расслабились, перестали подпрыгивать и карабкаться на перильца, а внимательно посмотрели на то, что можно было увидеть. Приятно было узнавать знакомые с детства лица любимых артистов. Тут были и Муслим Магомаев с Тамарой Синявской, и Георгий Жженов, и Вера Васильева. Чуть позже мы узнали Елену Образцову, Геннадия Хазанова, Николая Караченцова, Наталью Селезневу, Михаила Ножкина. У нас, наверное, от давки были очень откровенные глаза, потому что с нами многие на всякий случай поздоровались.

Взять интервью у виновника торжества не представлялось возможным. Но на выход черканул нам автограф «С пожеланиями всех благ» Муслим Магомаев. И день, как говорится, уже не пропал даром.

На виолончелях в это время играл, как мы потом выяснили, «Каприз квартет». Живая музыка растекалась в пролетах только что отстроенных розовых мраморных лестниц и лепных колонн, тонула в бордовых бархатных портьерах, отражалась мелодичным звоном в роскошных переливающихся хрустальных люстрах.

Время от времени среди общего шума можно было разобрать словосочетания: «без сомненья», «великий мастер» и «выдающийся». И, наконец, полезная информация: за 6 лет существования галереи её посетили более 700 тысяч человек!

«Самое важное для нас в этой ситуации, - говорил Ю. М. Лужков, - было не испортить центр Москвы. И новая пристройка удачно вписалась. Теперь в стране есть еще один мощный красивый культурный центр!» Далее мэр столицы поблагодарил художника за его творчество, верность России и Москве и поздравил с «новым подвигом».

Вслед за ним выступил президент компании РИНКО. Он тоже благодарил виновника торжества и Юрия Михайловича за доверие, а судьбу - за то, что именно ему посчастливилось вести этот проект. Строители вручили художнику громадный символический ключ от галереи.

А художник, в свою очередь, преподнес ответный букет цветов мэру Москвы. «Для меня всегда было главным стимулом отношение народа, - говорил далее А. Шилов. - 90 процентов моих работ написано не на заказ. Пока будет биться мое сердце, я буду работать для вас!»

Сюрпризом для всех присутствующих было то, что в этот день у Людмилы Сергеевны, мамы Александра Максовича - день рождения. Поэтому ей - цветы и слова признательности. И главное - в торжественной обстановке подписываются документы о дарении городу еще несколько картин.

После окончания торжественной церемонии гостей попросили подняться на пятый этаж, где были накрыты банкетные столы.

Культурная и деловая Москва прохаживалась от стола к столу. Артисты рассказывали подробности последних съемок. Народный артист РСФСР Сергей Шакуров поведал друзьям, как А. М. Шилов три месяца рисовал его портрет …

Во время фуршета мы взяли несколько интервью у известных артистов и быстро спустились в нижние залы для спокойного осмотра экспозиции.

Переходя от картины к картине, мы вновь и вновь отмечали, что художник проникает как бы вглубь, тщательно выписывает слои и складки. Морщинистые руки и совсем юные, гладкие ; горбатые носы и курносые... Все выполнено очень грамотно и безукоризненно точно. Многим художникам не мешало бы у него поучиться. Убедились мы, что портрет народного артиста Сергея Шакурова в роли Меньшикова действительно хорош.

Кроме портретов в галерее представлены и лирические пейзажи. И в натюрмортах Шилов изображает предметы со свойственным ему реализмом. Так и хочется потрогать изображенное на полотне.

Как мы узнали из описания на стенах галереи, А. М. Шилов в 1996 году обратился в Государственную Думу с предложением подарить Отчизне свыше 350 своих графических и живописных работ. Государственная Дума постановила принять этот дар. А 14 января 1997 года Правительство Москвы учредило Московскую Государственную картинную галерею, названную его именем. Благодаря личному участию мэра Москвы Ю. М. Лужкова для размещения коллекции был предоставлен особняк, построенный в начале 19 века Е. Д. Тюриным. Творчество А. М. Шилова представлено в двадцати одном зале, экспозиционная площадь которых составляет около 900 кв. метров.

Музейная коллекция А. Шилова постоянно пополняется новыми работами художника. Подтверждает он и данное обещание: каждую новую написанную работу приносить в дар родному городу. В настоящее время художник подарил Москве свыше шестисот картин и рисунков.

Подготовила С. САВИЦКАЯ

 

«ВЕРЬТЕ ТОЛЬКО СЕБЕ!»  

«Женский взгляд» Оксаны Пушкиной – о художнике и о его самых дорогих людях: дочери, маме, бабушке 

На протяжении всей жизни Александр Шилов боготворит свою мать Людмилу Сергеевну. Она для него - идеал женщины. В семье было трое детей, и фактически Людмила Сергеевна вырастила их одна. Самым заботливым из детей был Саша. - Когда он был совсем маленьким, хватался за мою юбку и кричал: «Моя мама!» - вспоминает Людмила Сергеевна. - Я сижу, и он сидит. Я встаю, собираюсь что - то делать, и он встает, бежит за мной. В пионерский лагерь он неохотно ездил, в отличие от других моих детей. И чаще всех писал оттуда письма, которые всегда одинаково заканчивал: «Мама, я тоскую без тебя».

На первую зарплату Шилов купил всем своим женщинам - маме, двум бабушкам и сестре - обувь. На вторую зарплату - кухонную утварь. Себе - ни - че - го! Все, что зарабатывал, Шилов отдавал матери. А когда ему требовались на что - то деньги, он очень осторожно спрашивал, может ли она ему дать нужную сумму ?

Девчонки в него влюблялись, но Шилов на них внимания не обращал. Он мечтал только об одном - поступить в Московский государственный художественный институт имени Сурикова. И только с третьего раза ему удалось это сделать.

Учился Шилов усердно. Картины писал по ночам. На последних курсах он начал работать в Звездном городке: писать портреты космонавтов - самых известных людей советского времени.

- Я уговорил Шаталова, который в те годы руководил отрядом космонавтов, попозировать мне для портрета. Ему понравилась моя работа, и он доверил мне, студенту, создать серию портретов своих коллег. Я ему по сей день безумно благодарен! Это был хороший старт для моей карьеры. Впрочем, тогда я не думал ни о какой карьере, просто хотел работать много и хорошо...

За серию портретов советских космонавтов в середине семидесятых годов Александр Шилов получил премию Ленинского комсомола. В свое время это была очень почетная премия. Шилова зауважали.

Свой гонорар он снова потратил на мать - купил ей пальто с песцовым воротником. Мать была счастлива, и сын запечатлел ее в тот момент. По сей день портрет матери - одна из лучших работ Шилова.

Шилов много и напряженно работал, участвовал во всесоюзных выставках в Манеже. Постепенно картин скопилось столько, что грех было не устроить собственную выставку. И в 1 978 году в Центральном Доме работников искусств состоялась " первая персональная выставка Александра Шилова.

- Никаких связей у меня не было! - говорит художник в ответ на выпады недоброжелателей. - Я не упал с неба! Я трудился все эти годы не покладая рук! Прошел трудную жизнь, прежде чем мной стали интересоваться. Постепенно я приобретал все больше и больше друзей, среди которых были и влиятельные люди. Но, создавая себя, я никогда ни через кого не переступал, не сдавал и не подставлял людей ради карьеры. В этом смысле я очень принципиальный и жесткий человек. Признаю только честный труд ради достижения любой цели. Со стороны, возможно, кажется, что все у меня складывается неправдоподобно быстро и легко: выставки одна за другой, собственная галерея... Да, я стал обеспеченным человеком, но обеспечил себя сам, работая с маниакальным усердием каждый день!