Литературная газета
№3-4 от 28 января - 3 февраля 2004

САМЫЙ СТРОГИЙ СУДЬЯ - САМ ХУДОЖНИК

–  Недавно за укрепление дружбы и сотрудничества между Беларусью и Россией вам был вручен белорусский орден Франциска Скорины. Каким вы видите сегодняшнее сотрудничество наших стран? В чём состоит ваше участие в укреплении дружеских связей между нашими народами?

- Награда всегда приятна, когда её не ждёшь. Действительно, без всякого лицемерия, хочу сказать, что этот орден явился для меня полной неожиданностью. Позвонили из посольства директору галереи Анатолию Ивановичу Чистякову и сообщили, что Президент Республики Беларусь Александр Григорьевич Лукашенко наградил меня высшим орденом своей страны - орденом Франциска Скорины. Я был очень польщён не только потому, что это высшая награда, но и потому, что я уважаю Александра Григорьевича не только как Президента, но и как человека. Года три назад Александр Григорьевич оказал мне большую честь, посетив галерею моего имени вместе с послом и своими сотрудниками. После осмотра экспозиции Президент написал в книге отзывов: "Такие потрясающие вещи может создать только по-настоящему знающий жизнь человек... Глаза ваших героев потрясающи... Высочайший реализм! Спасибо". Мы с ним часа три сидели и говорили буквально обо всём. Должен признать, что среди политиков столь высокого уровня я не встречал человека, способного настолько свободно говорить то, что он думает и чувствует. Я был поражён, ведь откровенным быть опасно, а политику тем более. Быть добрым политику вдвойне опасно - это особо наказуемо. Но у этого человека тонкая душа и доброе, ранимое сердце. Часто средства массовой информации искажают сущность А. Лукашенко. Побывав недавно в Минске на вручении высокой награды, я был поражен чистотой и порядком в этом замечательном городе, спокойствием и уверенностью людей в завтрашнем дне. То, что Президента любят в Беларуси, чувствовалось во время встреч на самых разных уровнях. Это особенно приятно осознавать.
Я считаю, что всё в мире делается с позиции силы. Главный вопрос, в чьих руках меч - у созидателя или разрушителя? Александр Григорьевич предложил России созидательную идею объединения. Сейчас в мире многие объединяются, но эти многие и разъединяют нас, чтобы Россия была слабой.
За что меня наградили? Об этом говорится в указе о награждении. Сейчас я буду по предложению Президента делать в Беларуси персональную выставку в Национальном художественном музее. Я там побывал и осмотрел коллекцию, в которой собраны произведения высшего уровня. Там и Поленов, и Брюллов, и Иванов. Сам музей содержится в прекрасном состоянии. Лукашенко ему очень серьезно помогает. Помощь Президент оказывает не только музею. Раз в полгода он собирает представителей творческих союзов, а в Беларуси сейчас их двенадцать, выслушивает их планы, чаяния и просьбы. А когда дает слово помочь, как мне говорили люди, участвующие в этих съездах, он это делает и ничего не забывает. Первоочередная задача главы любого просвещенного государства - поднять душу человека в идейном, патриотическом смысле. А это можно сделать при помощи искусства, которое призвано воспитывать, очищать души людей. Поэтому-то монархи во все времена и во всем мире именно такое искусство поддерживали и развивали. Каково искусство, такова и душа народа. За время общения с Александром Григорьевичем я убедился, что он пришёл не царствовать, не обманывать людей популистскими лозунгами, а улучшить жизнь народа и поднять Родину с колен. Это созидатель, за что народ его и любит.

–  Вы настолько акцентировали внимание на поддержке культуры и искусства руководством Беларуси, что невольно напрашивается вопрос: неужели в России дело обстоит иначе?

–  Я считаю, что у нас отношения власти и культуры гораздо прохладнее. Выдвинув лозунг свободы в искусстве, у нас часто забывают, что настоящее искусство делается руками, владеющими мастерством, и сердцем художника. Если же рука кистью не владеет, то, что бы художник сердцем ни чувствовал, руками это он выразить не сможет. А. Лукашенко на съездах творческих союзов говорил, что готов их поддерживать материально и морально, но искусство должно стоять на большой высоте в исполнительском и духовном плане. И в этом он совершенно прав.

–  С момента, когда А. Лукашенко предложил нашим странам объединиться, не стихают споры. Одни считают, что это необходимо, другие видят будущее Беларуси в Евросоюзе. Что вы думаете о создании Союзного государства?

–  Я считаю, что объединяться обязательно нужно, а боятся объединения те, кто развалил великую державу. Вы можете себе представить, что Америка развалилась на все свои пятьдесят один штат, а мы приняли в этом процессе деятельное участие? Это трудно вообразить, потому что Россия никогда такими делами не занималась. Запад же стремится ослабить Россию, взять под контроль её природные ресурсы, экономику, чтобы управлять нашей страной как угодно. Считаю великой заслугой А. Лукашенко, что он не позволяет командовать своей страной извне. У Беларуси, как у Китая и ряда других стран, есть чувство собственного достоинства. Посмотрите, как себя ведет Китай. Он развивает частный бизнес, без которого страна существовать не может. Этого не понимали коммунисты, и в этом их величайшая ошибка. Надо дать равные стартовые возможности людям для развития их способностей и талантов. Один хорошо может торговать, другой - шить ботинки... Должен быть естественный отбор, в том числе и в искусстве. У каждого должны быть равные возможности показать себя и расти в меру своего таланта. Необходимо соревнование или, в хорошем смысле слова, соперничество. Человек должен не "звучать гордо", как говорил М. Горький, а жить гордо. Когда сильный сосед тобой помыкает, предварительно сделав тебя нищим, никто тебя уважать не будет. Александр Григорьевич вёдет политику на наращивание мощи, даёт развиваться бизнесу, а я видел, что там происходит, но одновременно он охраняет честь и гордость своего народа. Он как страж стоит.
Великое спасибо надо сказать Александру Григорьевичу за то, что он предлагает объединение. У меня лично нет ощущения, что мы живём в разных странах. Я ехал на поезде, пересёк какую-то границу... Кто её только придумал? На самом деле ясно, кто. Сейчас в каждой деревне кто-то хочет быть президентом, чтобы иметь личный самолёт, охрану, подчинённых, лимузины. И всё это за счёт народа. А страна разлетается на мелкие куски. А он хочет всё это опять собрать и воссоздать великую державу. Мы как были единым народом, так им и остаёмся. Единственное отличие, которое удивляет, это чистота и спокойствие в Минске.

–  Как сегодня работает принцип естественного отбора в искусстве?

–  Народ должен сам, без давления средств массовой информации, выбрать себе кумира, будь то живописец или скрипач. Я, например, обожаю Когана, снял бы перед ним шляпу, хотя я и не скрипач. Вообще завидую тем, кто умеет играть на скрипке. Это божественный инструмент, голос души. Другой любит ещё кого-то. Это его право, должен быть свободный выбор без всякого давления и преследования. В этом и состоит свобода выбора, я должен сам, без всякого давления выбрать себе то, что мне нужно.

–  А как это организовать, когда знаки признания раздаёт власть и уже тем самым оказывает давление на народ?

–  Если присуждали, предположим, госпремию, то в уставе было сказано: "За выдающиеся произведения искусства, признанные народом". А про эту приписочку о признании народом сейчас часто забывают. Художник творит не для себя, а для народа. Если только для себя, пусть у себя под кроватью творенья и держит...

- В истории искусства почти не встречаются случаи, когда художники творили только для себя.

–  Но иногда художники делают вид, что мнение народа их не интересует. "Не беда, что сейчас мои работы никто не смотрит. Через сто лет поймут!" Но ведь это же обман. Искусство, будь то музыка, живопись, скульптура, народ принимает при жизни автора или нет. Но после смерти его искусство становится бесценным, поскольку люди понимают, что автор уже больше ничего не создаст. Поэтому и материальная, и духовная ценность таких произведений растёт год от года. Но настоящее искусство всегда оценивается при жизни автора. А если оно не признано, то никому и не нужно. Не представляю, как можно работать, если люди в недоумении проскакивают мимо твоих работ. И во все времена для художника главным было признание его работ людьми. Великие художники всегда были связаны с двором. Вспомните Микеланджело, Рафаэля, Леонардо, Перуджино, Давида. Кто был их заказчиком? Папа Римский. Правители выбирали сообразно своим вкусам и знаниям художников, которым давали заказ на росписи капелл, скульптуру для дворцов. Тем самым они формировали вкусы времени. Всё, что собрано в Лувре и Ватикане, Прадо и Дрезденской галерее, заказано и собрано правителями.
А теперь "придворный художник" - имя нарицательное. На искусство внимания никто не обращает. Это не свобода, а проявление безразличия со стороны власти. И началась жуткая обратная реакция. Встречаю я своих знакомых художников, среди которых Герои Социалистического Труда, народные и так далее. Оказывается, никто из них не работает, Союз художников бездействует. Никто из них не имеет заказов, а раньше заказывало работы государство. Они готовы вернуться в советский строй, лишь бы иметь деньги. Я считаю, что это очень плохо, так как художник должен иметь средства к существованию, он их должен заработать своим трудом. Если ко мне не идут заказчики, это значит, что я никому не нужен. Если идут - я востребован, я нравлюсь. Самым строгим своим судьей должен быть сам художник. Есть острейшая вещь - повесть Н.В. Гоголя "Портрет". Талантливый художник, закончив Академию художеств, начал работать, но захотел любыми способами разбогатеть, иметь свой выезд, стать знаменитым. И он опустился до того, что начал всем льстить. Вроде бы заказчики довольны. Он делал из дурнушек красавиц, им это нравилось. В конце концов художник понял, что он погиб, и трагически закончил свою жизнь. Художник должен быть честным, не должен подлаживаться под заказчика и льстить ему, лишь бы заработать деньги. Для этого всегда надо иметь перед собой великие произведения искусства и стараться подтягиваться к ним, расти. Должны быть критерии в искусстве, чтобы не зазнаться и не начать падать вниз.

–  А если к вам приходит заказчик, который вам не интересен, да и просто не нравится как человек, но за большие деньги просит написать его портрет? Вы такой моделью пренебрежёте?

–  Вопрос правильный, но это не пренебрежение. Художник должен писать ту модель, которая ему интересна, которую он чувствует. Что такое портрет? Я должен написать ваш внутренний мир при абсолютном внешнем сходстве. Значит, прежде чем приступить к портретированию, я должен прочитать ваше нутро и мастерски исполнить портрет. А если я вас не чувствую, то, как ни старайся, ваш портрет зрителя не остановит. Большинство художников за большие деньги пишут то, что им не нравится. Иногда и мне приходится, потому что нужно на что-то жить. Но постоянно это делать нельзя - пропадёшь. Я зарабатываю ровно столько, сколько нужно, чтобы обеспечить своё существование. Жизнь такая короткая, силы не постоянны. Надо рассчитать свои силы, а не работать только ради денег.

–  В своих попытках проникнуть в сущность человеческой натуры вы никогда не приходили к идеализации модели?

–  А вы пройдите по моей галерее и посмотрите сами. Ко мне очень часто подходят и спрашивают, не обиделся ли на меня человек за тот или иной портрет. Это значит, что я сумел разглядеть человеческое нутро, вытащить его, будь оно под рясой или медицинским халатом, и очень искренне и правдиво передал его. Что такое краски? Пигмент, то есть цветная глина, да льняное масло. Искусство художника в том, чтобы из всего этого неодушевленного месива при помощи мастерства, ума и сердца на холсте создать иллюзию жизни. Подходим к портретам работы Кипренского или Левицкого - с ними можно говорить, как с живыми. Или "Над вечным покоем" Левитана... В этом пейзаже я чувствую сердце художника, мне передается тоска и страдание, душа автора.

–  Пройдя по галерее, я обратил внимание на то, что женщины на ваших портретах как-то подчеркнуто красивы. Несколько холодны, но внешне хороши настолько, что хочется понять: это природная или выявленная и подчеркнутая мастером красота?

–  Лорд Байрон - один из величайших поэтов, воспевавших женщину. Его дамы часто упрекали: "Как же так, в стихах вы нас превозносите, а в жизни относитесь гораздо прохладнее!" Ответ был такой: "Я, как и живописец, пишу то, что я хотел бы видеть в женщине, но, к сожалению, это почти не встречается в реальной жизни. Но мужчине нужна мечта в жизни. Мужчина, когда мечтает, пусть он обманывается, но пока он обманывается в женщине, он взлетает в своем таланте и способностях. Мужчине нужна сказка о женщине!" Я не сталкивался с подобным воспеванием мужчины в женском творчестве. Женщины, как правило, более тривиальны.

–  Вы, наверное, уже начали готовиться к предстоящей вашей выставке в Минске. Что из работ повезёте?

–  Я осмотрел помещение, которое мне предоставили. Недавно там экспонировалась выставка "Шедевры Третьяковской галереи". Хотя очень трудно оголять стены в галерее моего имени в Москве, куда едут люди со всех концов страны, но мы приняли решение повезти двадцать пять лучших моих работ. Они совершенно разные. Это и портрет Филарета, женские портреты, картины, запечатлевшие солдат, изуродованных войной. Будут и хорошо узнаваемые лица, например, портреты Евгения Матвеева и Аркадия Вайнера.

–  Ваша выставка в Минске откроется 28 марта, за месяц её работы туда придет очень много людей. Что бы вы хотели сказать своим зрителям накануне встречи?

–  Всегда испытываешь волнение, когда выставляешь свои работы на суд зрителей. Глубоко уважая белорусский народ за его душевные качества, доброту и жертвенность, которые он доказал делом, а не на словах, хочу выставиться удачно. Важно, чтобы то, что я делаю, проникло в сердце зрителей, и ответ я бы получил в своём сердце. Это важно любому творческому человеку. Поэтому я еду с большим чувством ответственности и глубочайшей благодарности к Президенту за оказанную мне честь выставить работы на суд белорусского народа в таком роскошном Национальном художественном музее.

Беседовал Андрей АСТАФЬЕВ

 

Эта беседа с народным художником СССР, академиком Российской академии художеств Александром Шиловым в Галерее на Знаменке состоялась за неделю до знаменательного события в культурной и общественной жизни России - за большой вклад в развитие отечественной художественной культуры Указом Президента России В.В.Путина Александр Шилов награжден орденом "За заслуги перед Отечеством" III степени. Кроме того, за выдающиеся заслуги и большой личный вклад в развитие и укрепление Государства Российского А.Шилов награжден орденом Петра Великого I степени.
Редакция "Лада" поздравляет Александра Максовича с высокими наградами и желает дальнейших творческих успехов!