ГЛАВНОЕ ДЛЯ ХУДОЖНИКА - ЗРИТЕЛИ


Главное для художника – зрители
Александр Шилов – «Вечерке»

За 10 лет москвичи уже привыкли к галерее на Знаменке. Срок небольшой, но даже внешне здесь произошли заметные изменения. К ампирному зданию архитектора Евграфа Тюрина пристроен новый корпус, ставший главным входом в галерею. А рядом с ним построена шатровая часовня в память о бывшей здесь церкви Николы Стрелецкого. На «Золотом кольце Москвы» появился симпатичный уголок.
   
   – Александр Максович, этот дар у вас получился «вне графика». Вы обычно дарите картины, а мэр их принимает накануне Дня города…

   – Я не мог пропустить юбилей галереи. 10 лет решил отметить 10 картинами. А ко Дню города постараюсь подготовить новый дар.
   – Скажите «ВМ» «по секрету», лично у Лужкова есть ваши работы? Вы их когда-нибудь мэру дарили?
   – Да, я писал портрет Юрия Михайловича в знак глубокой признательности за его деятельность и за его отношение к нашей галерее. Этот портрет у него.
   – И еще что-нибудь дарили?
   – Нет. Но я всегда признателен нашему мэру за то, что он постоянно участвует в делах галереи. Сейчас правительство города и Комитет по культуре материально помогли нам организовать цикл вечеров-концертов «Звезды отечественного и мирового классического искусства в гостях у Шилова».
   – В этом цикле у вас выступила Ирина Образцова?
   – 15 лет назад я написал портрет этой замечательной женщины, народной артистки СССР. И очень хотел, чтобы она открыла вечера в галерее. Рад, что все так и произошло. А потом у нас выступали прекрасные исполнители – звезды Большого театра Марина Мещерякова, скрипач, «русский Паганини» Максим Федотов, ему аккомпанировала его жена Галина Петровна. Теперь 7 июня ждем Михаила Козакова.
   Совсем недавно я выполнил его графический портрет, который включил в сегодняшний дар. Народный артист России представит поэтическую программу «От Пушкина до Бродского».
   – Богатый получается цикл…
   – Надеюсь. Есть договоренность с Юрием Башметом и Виталием Третьяковым…
   – По всему видно, что вы очень любите музыку. Она вдохновляет вас?
   – Леонардо да Винчи сказал, что живопись и музыка – две родные сестры. Я это чувствую. Работаю обычно, включив классическую музыку.
   – Александр Максович, какие итоги вы сами могли бы подвести?
   – Главный итог: не зря открыта галерея. К нам идет громадное количество зрителей. Даже несмотря на жару. Испытываешь удовлетворение, хотя бы от того, что идут люди. Приезжают из разных концов страны. Что меня приятно удивляет – очень много молодежи. В галерее уже побывали свыше 3 миллионов зрителей.
   – Для картинной галереи это много. Получается, что ваше творчество не подвержено моде. Стабильная посещаемость – это показатель.
   – Говорят, мы входим в число самых посещаемых музеев города. Поэтому считаю, что у меня в свое время было моральное право обратиться к Госдуме и правительству Москвы. Незабываемо.
   Было пленарное заседание, на котором все думские фракции, независимо от политических взглядов, проголосовали за открытие галереи и за выделение на эти цели особняка в центре города.
   Юрий Михайлович горячо откликнулся на идею новой галереи как поклонник всяких видов искусств. Особняк выделили не мне лично, а Московской государственной галерее, которая носит мое имя, потому что я подарил Москве и России свыше 800 произведений живописи и графики. Я мало пишу на заказ, поэтому 95 процентов моих работ отдаю в галерею.
   – Вы часто пишете актеров.
   – Дело не в профессии. Просто меня привлекают люди с колоритной внешностью и интересным внутренним миром. Закончил графический портрет Михаила Козакова, пишу живописный.
   
   Он настоящий кровопийца
   МИХАИЛ КОЗАКОВ – О ГЕРОЕ ДНЯ

   –20 лет Саша уговаривал меня позировать. И 20 лет я ему отказывал, потому что непоседливый человек и не умею сидеть долго. А он кровопийца – каждый день по три часа я ему позировал. Очень утомительно. Никогда в жизни не соглашусь больше. Но все компенсирует его замечательный характер. Говорю ему: «Саш, рука задеревенела». А он: «Держи еще две минуты, а потом тебя голубцами покормлю». Но он такой добрый дядька, и у нас такие интересные с ним разговоры про живопись. В чем-то сходимся, в чем-то расходимся, но он очень толерантен. Но заглядывать в работу, пока не закончит, не дает. Карандашный рисунок, когда сделал – показал. Он мне очень нравится, а портрет я так пока и не видел. Самое для меня интересное – это все-таки наше общение.

Автор: Ольга НИКОЛЬСКАЯ